1. Я об этом говорил еще 10 лет назад в своей книге!
Любую идею кто-то уже однажды сказал. Всегда можно сказать, что зачатки идеи были у Котлера, а до него еще у Аристотеля. Идеи никому не принадлежат. Они находятся в информационном пространстве. Эксперты лучше их выхватывают и понятней оформляют, но информационное поле общее.
Что делать: подчеркните, мол здорово, что мы мыслим в одном направлении.
2. Вы хотите на нас нажиться, заработать на нас. Рассказываете, только чтоб свой курс продать.
Что делать: признаться: «вы меня раскусили! Я действительно делаю это, чтобы зарабатывать деньги. Я действительно через пять минут начну рассказывать о своем курсе. И мне за это не стыдно».
3. Это не так!
Человек может использовать рациональные аргументы, цивилизованно вести спор. Не бойтесь, что его аргументы окажутся сильнее. Этот страх основан на синдроме самозванца: а вдруг кто-то придет на вебинар, в комментарии к посту или статье и меня разоблачит. Выбьет несущие кирпичи из фундамента моей авторской методики и разрушит все.
В свою методику надо верить в первую очередь. Тогда никто не придет и не раскроет о ней какую-то правду. Если вы спорите с разумным человеком, сойдетесь на мнении, что в одной области она работает, а в другой нет. Не бывает универсальных вещей.
Например, я признаю, что экспертный контент нужен не всем: если вы продаете товар по низкой цене с низкой маржинальностью, то приемы, о которых я говорю, не будут работать.
Что делать: дискутировать. С таким человеком приятно спорить. Он приводит свои аргументы, вы свои и вы общаетесь, не переходя на личности.
Другой вариант, когда аргументов нет, сформулировать, в чем автор не прав, человек не может, а делает много эмоциональных выпадов.
Что делать: если это чужая площадка, игнорируйте, если своя — просто баньте.
4. Вы дали недостаточно информации.
Например: «Вы говорили, что дадите авторскую методику, как упаковать авторскую методику. Я тут с вами час времени потратил, но еще не понял, как мне оформлять».
В таких случаях стоит призвать на свою сторону лояльную аудиторию, которая найдется всегда. И тот, кто думает, что его недокормили на бесплатном вебинаре, нивелируется.
Что делать: Скажите: «Поставьте + в чат те, кто узнал что-то новое и полезное».
5. Эксперты.
Всегда найдутся эксперты, которые спорят, опережают ход мысли. Надо понять цель их комментариев. Человек хочет обесценить то, что вы говорите, или просто завидует. Ему обидно, что вы сейчас в телевизоре говорите, а не он. Он ведь тоже эксперт. Если он пишет разумные вещи, которые согласуются с тем, что вы говорите, вам нужно дать ему высказаться. Он станет на вашу сторону и в армии ваших лояльных слушателей появится сильный боец.
Что делать: подчеркните, что он разбирается в этом. Ссылайтесь на его слова, делитесь кусочком своего внимания, которое вы сейчас на себя перетянули.
6. Тролли и саботажники.
Надо определить, зачем человек это делает. Если это пост в духе «Гы-гы-гы, автор это писал, сидя на туалете», можно игнорировать на чужой площадке и банить на своей.
Иногда я пускаюсь троллить в ответ, но делаю это осмысленно и аккуратно. Например, мне сказали: «А что этот ваш эксперт не может на посадке нормальную адаптацию к мобильному сделать?» Я спокойно отвечаю, что если я не адаптировала посадочную страницу для какого-то вида устройства, это не значит, что я не эксперт в экспертном контенте.
Но с ядом в ответ надо быть аккуратным. Если цель — троллинг, перетягивание внимания на себя, на своей площадке проще всего забанить тролля и не кормить его.
Что делать: троллить в ответ, игнорировать или забанить.
Абсолютно не важно, что и как комментируют. Потому что комментарии — это только 2% всей картины, что мы видим.